Оперативная система linux понятие функции история виды. История создания операционной системы Linux

По традиции в конце каждого года редакция CRN называет 25 лучших «капитанов» ИТ-бизнеса США. В 2004 г. в этот список попали наиболее предприимчивые лидеры канала сбыта, руководители ряда ведущих компаний-вендоров, а также люди - генераторы идей, провидцы, благодаря которым их фирмы стремительно развиваются и процветают даже в трудные времена. Первым в этом списке стал Линус Торвальдс, чьими усилиями проект Linux набрал в 2004 г. невиданную мощь.

Линус Торвальдс не является ни главным управляющим, ни председателем правления компании. У него нет статуса руководителя. Лишь в 2003 г. он впервые согласился занять оплачиваемую должность в отрасли Linux, которую он создал.

Но, по мнению CRN, именно Торвальдс, 34-летний программист из Финляндии, создатель ядра ОС Linux, достоин звания самого влиятельного руководителя 2004 г. Этот титул он заслужил почти 15-летним самоотверженным трудом над своим детищем. Прошлый год оказался переломным для Linux и для всего сообщества open source. И Торвальдс сыграл в этом исключительно важную роль.

Создание ядра Linux 2.6 вывело эту ОС на новый уровень, сделало ее пригодной для корпоративного использования, что заставило Microsoft, Sun Microsystems и других поставщиков ОС кардинально пересмотреть свои модели продаж.

В последнее время многое изменилось в жизни Торвальдса: он закончил работу над ядром Linux 2.6 и впервые получил официальный статус в сообществе Linux-разработчиков, став сотрудником Open Source Development Labs (лаборатории разработки ПО с открытым кодом, OSDL). Эта организация занимает нейтральную позицию по отношению к поставщикам, а инициатива ее создания принадлежит IBM, Hewlett-Packard, Computer Associates International, Intel и NEC.

Теперь у Торвальдса есть должность и визитная карточка, подтверждающая его официальный статус. Но все это не повлияло на его привычный образ жизни. Уход Торвальдса из компании Transmeta, разрабатывающей микропроцессоры, и работа в OSDL позволили ему посвятить все свое время разработке ядра Linux, а также своей семье, поскольку работает он дома.

«Изначально я планировал взять в Transmeta отпуск на год за свой счет - чтобы сосредоточиться только на работе над версией 2.6 и больше ни на что не отвлекаться, - рассказывает Торвальдс. - Должность в OSDL оказалась замечательным способом сохранить медицинскую страховку, получать зарплату и притом остаться независимым по отношению к поставщикам».

Для сообщества open source это событие сыграло немаловажную роль. Решение Линуса получить официальный статус в трудное для Linux-разработчиков время - в период острой критики open source и постоянных проверок, поводом для которых послужил судебный иск компании SCO Group к корпорации IBM, - вселило в его последователей уверенность в будущем. Это еще раз доказывает огромное влияние Торвальдса на судьбу Linux.

В июне прошлого года Линус со своей женой Тоув и тремя дочерьми (три, шесть и семь лет) уехал из Калифорнии и обосновался в тихом пригороде Портлэнда (шт. Орегон). Он живет в новом доме, обставленном довольно просто, без изысков, с элементами датского модерна. Одежде Торвальдс также не придает большого значения: толпу фотографов, нарушивших его уединение, он приветствовал в потрепанных джинсах. Его, похоже, забавляет весь этот ажиотаж вокруг него.

Домашний офис Линуса имеет отдельный вход в задней части дома, там есть маленькая кухня и полки для книг, пока еще не заполненные «под завязку». Окна офиса выходят на задний двор, где Торвальдс строит игрушечный домик для своих дочерей. Дальше открывается вид на лес. В этой обстановке, которую не нарушают никакие проблемы бизнеса или офисный распорядок, и происходит священнодействие - работа над ОС Linux.

Обычно Линус сидит перед монитором и, как дитя, играет на клавиатуре - почти как в 1991 г., в Хельсинки, когда он только задумывал ядро своей ОС. Но сегодня Торвальдс дирижирует всемирным оркестром из тысяч разработчиков и по крупицам собирает шедевр, который подрывает весь программный истэблишмент, болезненно бьет по Sun, приводит в чувство IBM и заставляет даже Microsoft усомниться в собственном бессмертии.

«Сейчас благодаря усилиям Торвальдса Linux является самым успешным проектом в мире open source. Он бросает вызов устоям программной отрасли», - утверждает ведущий разработчик другого успешного проекта open source.
«Линус демонстрирует пример того, как заявить себя серьезным противником сильных игроков отрасли, умело управляя сообществом разработчиков и посвящая себя целиком своему делу. Он указал путь многим профессиональным разработчикам open source. Именно благодаря ему JBoss начала работать в этом направлении», - говорит Марк Флери, главный управляющий компании JBoss, разработчика сервера J2EE-приложений.

Эрик Реймонд, автор трактата о движении open source «Собор и Базар» («The Cathedral & the Bazaar»), считает, что талант и организаторские способности Торвальдса позволили ОС Linux вопреки прогнозам экспертов не только выжить, но и расцвести. «Линуса отличает поразительная целеустремленность. Он устоял перед неумеренными амбициями, погубившими не один проект подобного масштаба, - говорит Реймонд. - Еще более важным фактором оказалось внедрение децентрализованной модели разработки кода. Она существовала и до Торвальдса, но он сумел ее систематизировать».

Для Торвальдса этот труд - просто любимое дело: имея все права распоряжаться торговой маркой Linux, он не получает с них ни гроша. Это парадоксально для отрасли, которая плодит миллиардеров: произведя настоящий переворот в бизнесе программного обеспечения, совершенно не интересоваться бизнесом.

«Я не думаю, что мог бы стать Биллом Гейтсом текущего десятилетия, - говорит Торвальдс. - Для этого нужно стоять у самых истоков нового технического направления. ОС уже давно не являются чем-то новым. Возможно, еще важнее иметь коммерческую жилку. И это у меня-то? Да я меньше всего думаю о бизнесе».

При всей своей скромности Торвальдс проделал работу, которая вернула к жизни закосневший рынок ОС и заставила общество задуматься над философскими и социальными аспектами вопроса о том, как и ради кого создаются программные продукты. Многие представители сообщества open source считают, что ПО есть одно из благ цивилизации, как электричество, и потому должно принадлежать не горстке капиталистов, а всему обществу и использоваться для пользы общества. Есть и радикалы, которые рассматривают растущую конкуренцию между Linux и фирменными ОС как борьбу добра и зла, а Торвальдса считают освободителем мира от рабства у Microsoft Windows.

Правда, Линус видит это совсем иначе. «У меня на open source совсем не философский взгляд. Я скорее прагматик в этом отношении. Я действительно верю, что совместная работа и открытый обмен знаниями в результате обеспечивают более высокое качество разработки. Но иногда даже при таком стиле работы приходится прибегать к лицензированию, потому что всегда найдутся люди, способные спокойно присвоить чужой труд. Идею о возможности открытого обмена знаниями можно называть «философией», но такой обмен существует на самом деле, - говорит Торвальдс. - Это и отличает науку от алхимии или колдовства. Я думаю, те, кто в это не верит, попросту не хотят снимать шоры».

Страстная увлеченность, с которой Линус пишет коды, делает его разработчиком номер один среди программистов open source.

«Линус не только блестящий программист: у него хороший вкус, - говорит Дирк Хондел, директор по ОС Linux и стратегиям open source в Intel, а также один из первых разработчиков ядра Linux почти с самого момента зарождения проекта в 1991 г. - Торвальдс находит простые и разумные пути решения проблем, умеет все «разложить по полочкам». Сложные вещи он делает простыми. По-моему, это и есть главное отличие превосходного программиста от просто хорошего».

Эндрю Мортон, «правая рука» Торвальдса и разработчик номер два в проекте Linux, сегодня отвечает также за работу над ядром Linux в OSDL. Он говорит, что Торвальдс «держит планку высоко», и это тоже залог успеха всего проекта. «Ему удалось достичь такого состояния, когда все работают без спешки и в равных условиях. Происходит самоорганизация всего сообщества и распределение ролей между его членами..., когда никакие личные разногласия не могут нанести серьезный вред всему проекту», - говорит Мортон.

А ведь это отнюдь не простая задача, считает Алан Кокс из компании Red Hat, один из ключевых разработчиков Linux. «У Линуса есть две сильные черты характера: он честен и он не настаивает на своей точке зрения, если она оказалась ошибочной, - говорит Кокс. -Торвальдс способен вести за собой, у него прекрасная интуиция при выборе технических решений и разумный подход к работе с людьми. Известно, что руководить программистами - все равно что «пасти стадо кошек». Но Линус прекрасно с этим справляется, не ущемляя ничьих интересов».

Торвальдс держится спокойно и естественно, его практически не интересуют общеотраслевые проблемы, но при всей своей гибкости он всегда имеет собственную точку зрения и не боится высказывать ее вслух. Он открыто критикует код Microsoft Windows, а SCO называет слабеющей компанией, которая приписывает себе чужие заслуги.

Торвальдс гордится ядром Linux 2.6, работа над которым была завершена в декабре 2003 г. Эта версия готова для применения на предприятиях. По уровню производительности, надежности и масштабируемости она не уступает коммерческим ОС. Она подходит как для работы с корпоративными приложеними, так и для любых задач, связанных с обработкой больших объемов данных. Предмет гордости Торвальдса - процедура формального поиска, разработанная им совместно с Мортоном, которая облегчает внесение обновлений и исправлений в ядро ОС.

В то же время Линус предпочитает держаться на безопасном расстоянии от любых коммерческих и юридических проблем, говорит Стюарт Коэн, главный управляющий OSDL. «Его абсолютно не интересует должность главного советника или вице-президента по технологии, - подчеркивает Коэн. - У Торвальдса и без того дел хватает. Мы стараемся его не перегружать, предоставляя полную свободу, - он волен делать то, что ему интересно».

Торвальдс не любит быть в центре внимания, но время от времени участвует в отраслевых мероприятиях. Стараясь быть предельно точным во всем - и в создании кода, и в определении собственной роли, - Линус называет себя главным техническим руководителем, а не главным архитектором, поскольку не столько пишет сам, сколько контролирует работу других разработчиков. И он всегда готов воздать должное программистам, сыгравшим заметную роль в становлении open source, в том числе авторам языка С и ОС Unix из Bell Labs - Брайану Кернигану, Деннису Ричи и Кену Томпсону.

Торвальдс не считает себя героем, но, по мнению его друзей, он далеко не худший пример для подражания. Хондел вспоминает, как однажды на конференции LinuxWorld Expo Торвальдс готовился выступить с речью, но вдруг исчез перед самым выходом на сцену. Паника и смятение охватили, но вмешалась жена Торвальдса, которая вместе с дочерьми нередко ездит с ним, и успокоила, сказав, что он побежал к машине за пеленками.

Все это весьма типично для Торвальдса, говорит Хондел. Несмотря на мировую славу, Линус начисто лишен сознания собственного величия и не ходит в окружении свиты помощников, как многие знаменитости. «Торвальдс - безумец, хуже того - он выдающийся безумец. Но, к счастью, несмотря на это, он абсолютно нормальный человек и хороший друг, - говорит Хондел. - Достаточно увидеть его разок с детьми - и вы понимаете, что он остался тем, кем был всегда, - просто хорошим парнем».

Крайние версии дистрибутивов Linux отличаются красивой оболочкой, привлекательным рабочим столом, простотой в настройке и использовании. Но некоторые даже представить не могут, каким был Линукс сразу после своего появления.

Знаете ли вы, сколько труда и времени потратили разработчики, чтобы привести свои дистрибутивы к тому, что мы имеем сейчас? Через какие тернии проходил путь к совершенству? Вряд ли знаете. Поэтому сегодня я вам об этом расскажу. История создания Linux началась почти тридцать лет назад и за все это время претерпела многое. Отмотаем время назад и посмотрим, как зарождалась эта ОС и как эволюционировала в тот шедевр, что мы видим сегодня на своих экранах.

Истоки. 1991г.

Сам Unix появился еще в далеком 69-ом программистами Ритчи и Томпсоном. И тогда пошли системы на основе Unix от людей, которые им вдохновлялись. Среди них известные MINIX и BSD, созданные еще в восьмидесятые.

Но история создания Linux берет свое начало лишь спустя 20 лет, в начале девяностых. В 1991-ом году тогда еще обычный студент из Финляндии Линус Торвальдс создал то самое ядро, которое в последствии покорило весь мир. Почему Линус вообще начал работать над этим проектом, доподлинно не известно. Скорее всего потому что разочаровался в MINIX и решил сделать свою собственную операционную систему.

Некоторые говорят, что Торвальдс написал ядро, чтобы увеличить функциональность компьютера, а MINIX совершенствовать было нельзя.

Сам разработчик не оговаривает, откуда растут ноги у Линукса, но это уже и не важно. Он сделал то, что сделал. Сначала это был просто эмулятор терминала на MINIX. 25 августа 1991г. Линус Торвальдс предоставил миру первую версию того, что мы сейчас зовем Linux.

Тогда новая ОС называлась Freax. И она довольно быстро распространилась по FTP всего мира, с каждым днем увеличивая количество пользователей. Первая, а точнее 0,01 версия Linux была далеко не той, которую вы видите в сегодняшней Ubuntu.

Расцвет десктопных ОС. 91-94гг.

В первую половину девяностых стали появляться такие известные дистрибутивы, как Debian и Slackware. Мир увидел то, что раньше наблюдал лишь на Windows: версию Linux 0,95 с поддержкой графических приложений. Тогда же состоялся расцвет десктопных ОС.

Slackware - одним из первых получил новое ядро Линукс. В то время и он имел другое название: Softlanding Linux System, сокращенно SLS. Создан он был в 92-ом году и уже тогда имел поддержку графики и ядро версии 0,99. Однако, SLS вышел довольно сырым и проблемным, и вскоре был изменен на Slackware, старейший дистрибутив в мире.

Проблемы с интерфейсом SLS побудили не только создание выше упомянутого дистрибутива, но и еще одного. В 1993 появился наш любимый Debian, названный создателем, Яном Мердоком, в честь себя и своей девушки Деби.

Вслед за Slackware стала появлятся техническая поддержка Linux. Самая известная подобная компания существует до сих пор и называется S.U.S.E.

Дистрибутив, Red Hat, названный в честь красной шляпы своего создателя, также появился в первой половине девяностых.

14.03.1994 мир увидел тот самый Linux 1.0.0, от которой и пошла история развития почти всех дистрибутивов Линукс.

Выпуск окружений рабочего стола . 95-99гг.

Вторая половина девяностых стала для Linux революционной. Наиболее значимый период в его развитии. Именно с 1995 по 1999 год состоялся выпуск KDE и Gnome, а также самых востребованных по сей день дистрибутивов Linux.

Первый дистрибутив с нормальным скриптовым инсталлятором был Jurix Linux. Он же первым начал использование файловой системы ext2.

В 96-ом вышла версия ядра 2.0, которая закрепила за этой системой звание лучшей серверной ОС во всем мире. Она поддерживала протокол SMB, разные типы процессоров, PowerPC и даже монтирование NTFS, хоть и только для чтения.

Одна местная легенда рассказывает, что, когда Линус Торвальдс был в Австралийском зоопарке, его укусил пингвин. И после этого, разработчику почему-то стали нравится пингвины за свою беззаботность и бестолковость. Пингвина-символа Linux Торвальдс назвал Tux, от первой буквы своей фамилии и крайних букв слова UNIX.

Debian в то время был не так популярен, потому что разработчики уходили во внешний вид и удобство пользования дистрибутивов, оставляя функционал немного позади. И это принесло свои плоды. Проекты на основе Red Hat стали даже мелькать на обложках журналов для разработчиков.

Пожалуй, выпуск KDE и Gnome стал самым важным релизом в истории Linux. KDE увидело свет в 96-ом. Это был уже не просто комплекс программ, это была целая десктопная среда. Это позволило пользователям иметь выбор между ним и существовавшей тогда X11.

KDE 1.0 появилась лишь в 1998-ом, а 2.0 только в 2000. В ней уже присутствовали библиотека KIO и KOffice.

Новое окружение на основе GTK+ получило название Gnome. Первым проектом, использовавшим это окружение, стал Red Hat. Удобство использование и высокая скорость работы сделала Gnome очень популярным в рекордно короткие сроки.

Первые Live -дистрибутивы 2000-2005гг.

Заря популярности Linux. Множество пользователей стали переходить на него с Windows. Это и не удивительно, ядро улучшалось, программ становилось все больше, и вышел первый Live-дистрибутив.

Дистрибутив Knoppix, который был создан на основе почти забытого в то время Debian, в начале двадцать первого века был очень популярен. А все потому, что запустить его можно было даже не устанавливая, прямо с диска.

Сегодня это норма, тогда было нонсенсом. 30 сентября 2000г. Любой желающий мог запустить на абсолютно любой системе полноценный дистрибутив Linux со всеми необходимыми инструментами. Knoppix стал отправной точкой создания Live-дистрибутивов, которые пользуются популярностью до сих пор.

В то же время пользователи могли создать свой дистрибутив Linux из исходников благодаря проекту Linux From Scratch.

Linux стал стремительно развиваться и в 2000 году даже был создан фон спонсирования Linux, помогающий этому развитию и защищающий его основные ценности

На тот момент уже появилась версия ядра 2.4 с поддержкой USB, Bluetooth и файловой системы ext3. И эта версия поддерживалась вплоть до 2011 года. Уже тогда 2.4 был совсем не похож на 1.0, который появился в начале девяностых.

Red Hat тогда хотели выйти на новый коммерческий путь развития, разделив свой дистрибутив на коммерческий Red Hat Enterprice и свободный Fedora.

Подходил к концу 2002 год, и тогда появился CRUX - максимально простой дистрибутив для разработчиков. Все разработчики гнались за званием лучшего дистрибутива Linux, а CRUX так и оставался простым и ненавязчивым. Так бы он и остался в стороне, если бы не одно но. На его основе годами позже был сделан тот самый ArchLinux.

Версия Linux обновилась до 2.6, стали поддерживаться 64-битные новые процессоры, появилась Ext4.

Дистрибутивы были очень и очень достойного качества уже тогда, но все еще отставали от Windows. Они все еще были нацелены в большинстве своем на разработчиков, забывая про обычных пользователей. И тогда появился он. Дистрибутив, изменивший все. Дистрибутив, нацеленный на пользователя, с как можно более упрощенным рабочим пространством - Ubuntu. Первая Ubuntu «для народа» была выпущена в свет 20 октября 2004 в версии 4.04.

Взлеты и падения Ubuntu . 2006-2012гг.

Linux улучшается, дистрибутивы стабилизируются и появляются все новые и улучшенные. В 2006 вышел уже практически легендарный Mint, основанный на Ubuntu, направленный на новичков. Установка драйверов и прочих компонентов в нем была максимально простой на то время. Сами разработчики старались наполнить свой дистрибутив полезным программным обеспечением, прислушиваясь к своим пользователям, чем и заслужили их доверие в будущем.

KDE4 вышла в то же время и сразу же получила в свой адрес шквал критики за нестабильность. Сам Торвальдс раскритиковал эту версию окружения, сказав, что она все ломает и не делает даже половины того, что могла предыдущая. Поправила положение лишь версия 4.2, вышедшая только в 2009-ом.

В то же время мир увидел рождение самой популярной в мире операционной системы, основанной на Linux. Таковой она остается до сих пор, но большая часть ее пользователей, даже не догадывается, на чем построен их Android. Android 1.0 вышел тогда для телефонов HTC и, в принципе, делала все то, что делает сегодняшний андроид, только криво. Версия 1.1 все поправила, а 1.5 завоевала сердца миллионов пользователей.

Дистрибутив Ubuntu же все это время накапливал силу, завоевывал первенство во всех рейтингах, покорял сердца все большего количества пользователей. И все бы хорошо, если бы не выпуск роковой Ubuntu 14.04. На сколько бы плохи не были KDE4 и Gnome 3, все тут же забыли о них и накинулись на Unity - новое окружение Ubuntu версии 14.04. Ее не просто не взлюбили, ее открыто ненавидели. Однако, разработчики из Canonical так просто не сдались и вскоре сделали Unity пригодной для жизни, жаль поздновато.

Ядро дошло до версии 3.0, сразу же после 2.6, потому что нумерация стала слишком длинной и пришлось ее менять, а не потому что в ней были глобальные изменения.

Неудачи стали преследовать Linux повсеместно, и KDE4 была не единственным промахом окружения. Разработчики стали больше прислушиваться к мнению сообщества, но вот команда программистов Gnome все еще шла по своему пути развития. И в 2012 это вылилось в Gnome 3, которая стала самой неудачной версией этого окружения. В последствии все недоработки были исправлены, но, что сделано, то сделано, и к Gnome сообщество как-то охладело. Разработчики Mint даже выпустили собственное окружение Cinnamon.

Появление игр в Linux . 2012-2018гг.

Сейчас Linux практически целиком и полностью покорил все сервера мира, но не забыл и о домашних ПК. А какие домашние компьютеры могут быть без игр. Февраль 2013-го, Valve портирует Steam на Linux, вызывая этим бурную реакцию сообщества. Ведь в то время нормальные игры запускались только через эмуляторы «окон», а те, что создавались специально под Linux, попросту были никому не нужны.

Еще пару лет спустя Valve выпустили свой дистрибутив Linux, назвав его SteamOS. Правда, выпущен он был только для специальных консолей от самих Valve. К 2018-ому на Linux можно было поиграть более чем в 3000 игр из Steam.

Все больше новых дистрибутивов стало появляться на свет. ArchLinux завоевывал популярность все быстрее. На его основе стали создаваться отдельные дистрибутивы, например, Manjaro. Созданный в 2013-ом, он до сих пор находится в лидерах по популярности. Главная его особенность - упрощенная установка ArchLinux, сохраняющая его гибкость и функционал. Подобный Manjaro, такой же простой и основанный на Arch, ElementaryOS, также пользуется огромной популярностью, особенно у новичков.

К 2015-ому Linux обновился до версии 4.0, и опять без глобальных изменений. Просто по итогам голосования в сообществе, разработчики решили сменить версию. Добавилась лишь поддержка UEFI и некоторые обновления системы безопасности и стабильности.

Ubuntu тоже не стояла на месте. Вышла ее мобильная версия Ubuntu Touch, которая должна была сделать из вашего смартфона полноценный ПК при подключении его к монитору. Снова оболочка Unity, отказ от X Window в пользу нового Mir, выпуск пары смартфонов, и закрытие проекта в 2017 из-за низкой популярности. DEX от Самсунг тоже сильно повлиял на это решение.

Но самое важное событие произошло в версии Ubuntu 17.10, где была убрана Unity и возвращено окружение Gnome. Достаточно много лет понадобилось разработчикам, чтобы это понять. Mir тоже решили заменить на новый Wayland. Ubuntu стала той, которую мы видим сейчас.

Но на этом ее история не заканчивается, как и всего Linux в целом. Ядро развивается, получает новые версии, новый функционал, творит новую историю Linux. И мы будем пристально наблюдать за ее развитием, чтобы еще через несколько лет освежить ваши знания и дополнить нашу сегодняшнюю статью.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Чем отличается Linux от Windows

    ✪ 10 Интересных фактов о Linux

    ✪ История развития Linux

    ✪ The Code (Linux).Код ЛИНУКС

    ✪ GNU/Linux, история свободной операционной системы

    Субтитры

    Обычно сложно вот так сходу объяснить, чем же Linux отличается от Windows. А ведь такой вопрос задают как бы между делом и ожидают, что ответ будет дан кратко, в двух-трех предложениях, и чтобы сразу стало понятно. Но знающие люди заводят разговор о разнице в архитектуре, о разных дистрибутивах, о принципах свободного программного обеспечения, и через несколько секунд их просто перестают слушать, махают рукой, мол, все понятно. Итак, возвращаемся к нашему вопросу: «Чем отличается Linux от Windows?» Давайте ответим, как на экзамене по философии: Linux от Windows ни чем не отличается, но при этом Linux от Windows отличается всем. Когда я говорю, что Linux от Windows ни чем не отличается, я имею в виду, что и то и другое позволит выполнять одни и те же задачи. Если, например, вам нужно посмотреть видео, послушать музыку, почитать новости в Интернете или отредактировать текстовый файл, то вы даже не почувствуете существенной разницы. Но когда я говорю, что Linux отличается от Windows всем, то это уже касается очень важных, но менее очевидных вещей для простого пользователя. Первое, на чем хотелось бы остановиться, - это цена вопроса. Например Windows 10 версии Home обойдется $119.99, ($107 если студент или работник учебного заведения), а версия Pro уже встанет в $199.99 ($179 для студентов и работников учебных заведений). Естественно цифра немного уменьшается, если вы покупаете компьютер с уже установленной системой. Сам факт того, что продукт платный, уже немного меняет его восприятие. Может быть среди русскоязычных пользователей это не особо ощущается, потому что очень распространено пиратство. И в связи с этим распространенной ошибкой является то, что многие сравнивают Linux и Windows как две бесплатные операционные системы. Ну и начинаются на этой почве верчения головой: «Ай не, тут это окошко не такое красивое, тут не та мелодия, там не тот шрифт, останусь-ка я на винде». Windows - это коммерческий продукт от начала и до конца. И живет он по законам рынка. Что касается Linux - то это полностью бесплатный продукт. Причем, не только сама система Linux, но также и программы, которые разрабатываются для нее. Могу с уверенностью сказать, что тот же Linux Mint 18 справится со всеми задачами, что и Windows 10 Home, но бесплатно. Следующим важным отличием является безопасность системы. Любой пользователь знает, что первым делом, после установки операционной системы Windows, необходимо установить хороший антивирус. В случае с Linux уровень безопасности намного выше, и при ежедневном использовании даже не требуется наличие антивирусной программы. Сюда же можно отнести и тот момент, что пиратская версия Windows сама по себе является дырявой и еще менее безопасной, чем и без того подверженная заражениям лицензионная версия. Подробно останавливаться на безопасности Linux не буду, но отмечу, что сам факт, что подавляющее большинство серверов по всему миру используют ту или иную версию Linux, уже подтверждает надежность этой системы. Далее следует остановится на такой особенности Windows, которую в народе называют «тормоза». Со временем компьютер под управлением системы Windows неизбежно начинает подтормаживать, различные программы с каждым разом открываются медленнее, периодически даже на мощных компьютерах работа с файлами вызывает раздражение. Вот, кажется, отдал тысячу баксов за мощный комп, а все равно сидишь и ждешь пока крутится это колесико. С Linux можно забыть о такой проблеме. Тут сыграли свою роль и различия в используемых файловых системах, и в уровне фрагментирования файлов, и вообще в принципах организации системы в целом. И последнее отличие, на котором я остановлюсь сегодня, это свобода выбора и доступность программного обеспечения. На мой взгляд это самое очевидное для новичка отличие. И очевидно оно для заядлого пользователя Windows изначально с негативной стороны. Тут можно привести такой пример. Захотелось вам например шоколадку. И вы решаете пойти в магазин ее купить. Но тут подходите к стеллажу и видите 20 разных видов шоколадок, которые и стоят одинаково, и в принципе ничем существенным не отличаются, и ни одну из них вы раньше не пробовали. Вот стоите и выбираете. А в другом случае, гостите вы, например, в деревне у бабушки, и вам тоже вдруг захотелось шоколадку. И вы отправляетесь в сельский магазин, где весь выбор - это либо шоколадка, либо не шоколадка. Вариантов нет, и естественно вы купите ту единственную, которая будет в наличии. Вот примерно такая же ситуация и с выбором Windows и Linux. Windows - он и в Африке Windows. По данным на сайте компании Microsoft, на сегодняшний день в мире около 400 миллионов пользователей системы Windows 10. И у всех у них система будет выглядеть примерно одинаково. С точки зрения продаж - это очень грамотный ход, ограничить возможность выбора для пользователей, чтобы этот выбор было сделать проще. В ситуации с Linux пользователя нередко отталкивает наличие огромного выбора различных так сказать «видов» этой системы. Начинаются изучения о том, какая версия лучше подходит для тех или иных задач, появляется много новых незнакомых терминов, и человек просто может запутаться. Операционная система Windows неразрывно связана со своей графической оболочкой, и составляет с ней одно целое, в то время как операционная система Linux может спокойно обходиться и вообще без графической оболочки и при этом выполнять огромный ряд задач. В случае с Linux, выбор графической оболочки, или как ее еще называют, окружения рабочего стола, пользователь делает самостоятельно, в то время как за пользователей Windows этот выбор уже сделали без их участия. Что же касается доступности программ: многих пугает, что используемые ими приложения не запустятся на линуксе, но это только отчасти правда. Во-первых существует множество аналогов, которые будут прекрасно справляться с задачей, и при этом также будут совершенно бесплатны. В крайнем случае есть возможность запускать Windows приложения на Linux, либо использовать две системы на одном компьютере, либо, наконец, установить Windows на виртуальной машине и запускать ее внутри линукса. Есть еще много и других принципиальных отличий этих двух операционных систем, но на сегодня я пока закончу. В завершении еще хотелось бы сказать вот что. Любая операционная система, будь то Windows или Linux, или Android, или MacOS, - это в любом случае только инструмент, это средство для того, чтобы выполнить ту или иную задачу. Например, если перед вами стоит задача каждый день добираться на работу, то сделать это можно разными способами - вызвать такси, поехать на личном автомобиле, воспользоваться метро, автобусом, доехать на велосипеде или дойти пешком - независимо от средства передвижения, главное - это добраться до работы. И уже в зависимости от обстоятельств или особенностей, вы будете выбирать оптимальное для вас средство. Наверное, если до вашего места работы всего 5 минут ходьбы, то будет нерационально покупать дорогущий автомобиль для этих целей. Или если дороги замело снегом, то лучше будет воспользоваться метро, чем рисковать застрять в пробке. Представьте, если бы вы навсегда ограничили себя только одним средством передвижения. Сломалась машина, все, другими способами я добираться до работы не умею. Пример смешной, но именно так часто ведут себя пользователи Windows. Большинству нужен компьютер, чтобы посмотреть видео, пообщаться в интернете и посмотреть фотографии, и все это можно делать бесплатно и без тормозов с помощью Linux, но они все равно заплатят за Windows, или поставят пиратскую версию, потому что умеют и привыкли все делать только так. На этом я на сегодня закончу, и сделаю небольшой анонс: в следующем видео я подробнее расскажу об операционной системе Linux и перечислю наиболее распространенные ее «виды», а далее, в течение ближайших 3х - 4х недель я буду более подробно разбирать некоторые виды операционной системы Linux, чтобы помочь вам сделать свой выбор.

GNU без Linux

Совместимость с UNIX в этот момент означала, что операционная система должна поддерживать стандарт POSIX . POSIX - это функциональная модель совместимой с UNIX операционной системы, в которой описано, как должна вести себя система в той или иной ситуации, но не приводится никаких указаний, как это следует реализовать программными средствами. POSIX описывал те свойства UNIX-совместимых систем, которые были общими для разных реализаций UNIX на момент создания этого стандарта. В частности, в POSIX описаны системные вызовы, которые должна обрабатывать операционная система, совместимая с этим стандартом.

Важнейшую роль в развитии Linux сыграли глобальные компьютерные сети Usenet и Internet . На самых ранних стадиях Линус Торвальдс обсуждал свою работу и возникающие трудности с другими разработчиками в телеконференции comp.os.minix в сети Usenet, посвящённой операционной системе MINIX. Ключевым решением Линуса стала публикация исходных текстов ещё малоработоспособной первой версии ядра под свободной лицензией GNU GPL . Благодаря этому и получавшей всё большее распространение сети Internet очень многие получили возможность самостоятельно компилировать и тестировать это ядро, участвовать в обсуждении и исправлении ошибок, а также присылать исправления и дополнения к исходным текстам Линуса. Теперь над ядром работал уже не один человек, разработка пошла быстрее и эффективнее.

В 1992 году версия ядра Linux достигла 0.95, а в 1994 году вышла версия 1.0, что свидетельствовало о том, что разработчики наконец сочли, что ядро в целом закончено и все ошибки (теоретически) исправлены. В настоящее время разработка ядра Linux - дело уже гораздо большего сообщества, чем во времена до версии 1.0. Изменилась и роль самого Линуса Торвальдса: теперь он не главный разработчик, а наиболее авторитетный член сообщества, по традиции оценивающий качество исходных текстов, которые должны быть включены в ядро, и дающий своё добро на их включение. Тем не менее, общая модель свободной разработки сообществом сохраняется.

GNU и Linux

Однако как нельзя сделать операционную систему без ядра, так и ядро будет бесполезно без утилит, которые использовали бы его возможности. Благодаря проекту GNU Линус Торвальдс сразу получил возможность использовать с Linux свободные утилиты: bash , компилятор gcc , tar , gzip и многие другие уже известные и широко используемые приложения, которые могли работать с его UNIX-совместимым ядром. Так Linux сразу попал в хорошее окружение и в сочетании с утилитами GNU представлял собой очень интересную среду для разработчиков программного обеспечения даже на самой ранней стадии своего развития.

Принципиальным шагом вперёд было именно то, что из ядра Linux и утилит и приложений GNU впервые стало возможно сделать полностью свободную операционную систему, то есть работать с компьютером и, более того, разрабатывать новое программное обеспечение, пользуясь только свободным программным обеспечением. Идеал полностью некоммерческой разработки, сформулированный Столлманом, теперь мог быть воплощён в жизнь.

Вскоре появлялись теоретические возможности воплощения идеала, но это не означало его немедленной практической реализации. Совместимость Linux и утилит GNU была обусловлена тем, что и то, и другое писалось с ориентацией на одни и те же стандарты и практику. Однако в рамках этой практики (то есть при наличии множества различных UNIX-систем) оставался большой простор для несовместимости и различных решений. Поэтому на начальном этапе разработки ядра каждое заработавшее на Linux приложение GNU было для Линуса очередным достижением. Первыми стали bash и gcc. Таким образом, сочетание GNU и Linux давало возможность создать свободную операционную систему, но само по себе ещё не составляло такой системы, потому что Linux и различные утилиты GNU оставались разрозненными программными продуктами, написанными разными людьми, не всегда принимавшими в расчёт то, что делали другие. Основным же свойством любой системы является согласованность её компонентов.

Возникновение дистрибутивов

После определённого периода разработки на Linux уже стабильно работал ряд важнейших утилит GNU. Скомпилированное ядро Linux с небольшим комплектом скомпилированных уже на Linux утилит GNU составляло набор инструментов для разработчика программного обеспечения, желающего использовать свободную операционную систему на своём персональном компьютере. В таком виде Linux уже не только годился для разработки Linux, но и представлял собой операционную систему, в которой можно было уже выполнять какие-то прикладные задачи. Конечно, первое, чем можно было заниматься в Linux - писать программы на Си.

Когда задача получить компьютер с постоянно работающей на нём системой Linux стала востребованной и довольно распространённой, разработчики в хельсинкском и техасском университетах создают собственные наборы дискет, с которых скомпилированное ядро и основные утилиты можно записать на жёсткий диск, после чего загружать операционную систему прямо с него. Эти наборы дискет стали первыми прототипами современных дистрибутивов Linux - комплектов программного обеспечения, на основе которых можно получить работающую операционную систему на своём компьютере. Нужно отметить, что в дистрибутив Linux с самого начала входили программные продукты GNU. На самом деле, всякий раз, когда говорится «операционная система Linux», подразумевается «ядро Linux и утилиты GNU». Фонд свободного ПО рекомендует называть это операционной системой Linux.

Однако скопировать все нужные программы на жёсткий диск ещё недостаточно, чтобы получить подходящую для нужд пользователя операционную среду (пусть даже это очень профессиональный пользователь). Поэтому первые наборы дискет можно только условно назвать дистрибутивами. Чтобы получить работающую операционную систему, требуются какие-то специальные средства установки и настройки программного обеспечения. Именно наличие таких средств и отличает современные дистрибутивы Linux. Другая важнейшая задача дистрибутива - регулярное обновление. Программное обеспечение, особенно свободное, - одна из самых быстро развивающихся областей, поэтому мало один раз установить Linux, нужно ещё регулярно его обновлять. Первым дистрибутивом в современном понимании, получившим широкое распространение, стал Slackware , созданный Патриком Фолькердингом . Он был широко известен пользователям Linux уже к 1994 году.

Несмотря на то, что с появлением первых дистрибутивов установка Linux уже не требует самостоятельной компиляции всех программ из исходных текстов , использование Linux оставалось уделом разработчиков: пользователь операционной системы с ним в тот период её развития мог заниматься почти исключительно программированием. По крайней мере, чтобы решать в ней другие повседневные прикладные задачи (например, чтение электронной почты , написание статей и т. п.), он должен был сначала некоторое время позаниматься программированием и даже разработкой самой системы Linux, чтобы создать для себя соответствующие прикладные программы или заставить их работать в Linux.

Всё программное обеспечение для Linux было открытым, поэтому вскоре стало появляться всё больше прикладных программ для Linux, которые использовались всё большим сообществом, отчего становились надёжнее и получали всё новую функциональность. В конце концов возникает идея, что из Linux и GNU-приложений для Linux целенаправленными усилиями небольшой группы разработчиков можно делать целостные операционные системы, подходящие для очень широкого круга пользователей и продавать эти системы пользователям за деньги как аналог и альтернативу существующим патентованным операционным системам.

Выгода операционной системы, целиком состоящей из свободного программного обеспечения, очевидна - собирающие эту систему не должны никому платить за входящие в неё программы. Более того, дальнейшая разработка и обновление имеющихся программ ведётся сообществом разработчиков также совершенно бесплатно, не нужно платить сотрудникам, которые занимались бы этим. В итоге затраты фирмы, собирающей дистрибутив Linux для пользователя, ограничиваются оплатой программистов, интегрирующих разрозненные приложения в систему и пишущих программы для стандартизации процедур установки и настройки системы, чтобы облегчить эти задачи неподготовленному пользователю, а также затратами на самоиздание получившегося дистрибутива. Для конечного покупателя это означает принципиальное снижение цены на операционную систему.

Первой успешной компанией, работающей по такой схеме, стала Red Hat , появившаяся в 1995 году. Red Hat адресовала свои разработки не только программистам профессионалам, но и обыкновенным пользователям и системным администраторам, для которых компьютер - в первую очередь офисное рабочее место или рабочий сервер. Ориентируясь на уже существующие на рынке предложения для такого класса пользователей, Red Hat всегда уделял большое внимание разработке приложений с графическим интерфейсом для выполнения типичных задач по настройке и администрированию системы. Бизнес Red Hat развивался довольно успешно, в 1999 году эта компания акционировалась - сразу после выпуска акции росли в цене очень энергично, однако потом ажиотаж утих. В настоящее время доля Red Hat на рынке серверов и рабочих станций Linux очень велика. Благодаря Red Hat в сообществе пользователей Linux очень широкое распространение получил формат пакетов RPM .

Практически одновременно с Red Hat появился проект Debian . Его задача была примерно той же - сделать целостный дистрибутив Linux и свободного программного обеспечения GNU, однако этот проект был задуман как принципиально некоммерческий, проводимый в жизнь сообществом разработчиков, нормы взаимодействия в котором полностью соответствовали бы идеалам свободного ПО. Сообщество разработчиков Debian - международное, участники которого взаимодействуют через Internet, а нормы взаимодействия между ними определяются специальными документами - полиси (англ. policy ).

Сообщество разработчиков не извлекает никакой прибыли от продажи Debian, его версии распространяются свободно, доступны в Интернет, могут распространяться и на твёрдых носителях ( , DVD), но и в этом случае их цена редко сильно превышает стоимость носителя и наценку, окупающую затраты на издание. Первоначально разработка Debian спонсировалась Фондом свободного программного обеспечения . Адресатами дистрибутивов Debian всегда в первую очередь были профессиональные пользователи, так или иначе связанные с академической разработкой программного обеспечения, которые готовы читать документацию и собственными руками организовать нужный профиль системы, соответствующий именно их задачам. Ориентация на такую аудиторию предопределила некоторые тенденции развития Debian: в нём никогда не было обилия «простых» графических средств настройки среды, всевозможных «мастеров», однако всегда уделялось много внимания средствам последовательной и единообразной интеграции программного обеспечения в единую систему. Именно в Debian появился менеджер пакетов (APT). В настоящее время Debian - самый популярный дистрибутив Linux среди пользователей, являющихся профессионалами в области безопасности информационных технологий, так как имеет самую большую скорость реагирования на обнаруженные угрозы.

Всякий раз, когда свободное программное обеспечение оказывается востребованным, немедленно возникает множество альтернативных решений - так произошло и с дистрибутивами Linux. После 1995 года возникло (и продолжает возникать) огромное количество коммерческих компаний и свободных сообществ, которые ставят своей задачей подготовку и выпуск дистрибутивов Linux. У каждого из них - свои особенности, своя целевая аудитория, свои приоритеты. К настоящему времени на рынке дистрибутивов выделилось несколько лидеров, которые предлагают более или менее универсальные решения и наиболее широко известны и используются. Помимо уже названных Red Hat и Debian следует назвать в ряду дистрибутивов, ориентированных на рядового пользователя, немецкий SuSE и французский Mandriva (до 2005 года - Mandrake), среди адресованных специалистам - Gentoo . Но помимо «крупных» игроков на рынке дистрибутивов есть гораздо большее количество менее распространённых дистрибутивов. Теперь перед пользователем, желающим установить Linux, встаёт вопрос выбора дистрибутива. Критерии выбора - и задачи, которые предполагается решать с помощью Linux, и уровень подготовки пользователя, и технологии, и предстоящие контакты с тем сообществом, которое занимается разработкой дистрибутива.

История Linux в России

Получилось так, что в международном сообществе разработчиков, начинавших и продолжавших развивать Linux, все в той или иной степени могли объясняться по-английски . Это и неудивительно, поскольку исторически английский оказался языком компьютерной науки и операционной системы UNIX, глобальной сети Internet, программирования. В международном сообществе разработчиков программного обеспечения английский выполнял и выполняет роль, сравнимую с ролью латыни в научном сообществе средневековой Европы . Но если Linux предполагается использовать не только для программирования и общения с программистами, но и для решения повседневных задач, то необходима локализация, то есть возможность общаться с компьютером и при помощи компьютера на языках, отличных от английского.

Целью компании ASPLinux стал выпуск Red Hat с модификациями для поддержки русского языка. Название их продукта совпадает с названием компании.

Все перечисленные российские производители дистрибутивов Linux существуют и по сей день, продолжая более или менее активно выпускать дистрибутивы. Однако, они теряют популярность, поскольку сейчас популярные во всём мире дистрибутивы, например Ubuntu или Fedora достаточно хорошо переведены на большинство языков мира.

Линус Бенедикт Торвальдс - знаменитый на весь мир финский программист, человек-легенда в компьютерном мире, особенно среди программистов. Прославился он тем, что создал операционную систему, совершившую переворот в компьютерной индустрии и породившую компьютерную «религию».

Детство Торвальдса

Родился знаменитый программист в столице Финляндии - городе Хельсинки, 28 декабря 1969, в семье журналистов. Был назван в честь известного химика - Линуса Паулинга, который был в свое время удостоен нобелевской премии. Мать Линуса работала переводчицей в издательстве финской газеты. Отец был коммунистом, однако после середины 70-ых, его интересы изменились и он стал радиожурналистом. Дядя Торвальдса работал на телевидении, а дед занимал пост главного газетного редактора. Его семья относилась к тому небольшому количеству жителей Финляндии, которые разговаривали на шведском, а таких было порядка 300 тысяч из 5 миллионов, населявших Финляндию.

Отец оставил Линуса с матерью, когда тот был еще мал, поэтому мальчик воспитывался матерью и дедушкой с бабушкой. Не смотря на это, детство у него было счастливым. Поскольку семья в основном состояла из журналистов, то с детства Торвальдсу прививали тягу к чтению. Однако журналистика его интересовала меньше, чем компьютер, который купил себе в середине 70-ых Лео Тоернгвис (дед Торвальдса, по линии матери). Это был один из первых в то время компьютеров. Он назывался Коммодора Vic 20.

Однако Линусу вскоре наскучили стандартные программы в компьютере и ему захотелось написать что-нибудь свое. Сначала он решил освоить BASIC, но вскоре возможностей этого языка программирования ему оказалось мало и он решил изучить другой, более сложный язык, но в тоже время обладающий большими возможностями - Assembler. Линус быстро обучался и ни на что не отвлекался. Отец пытался зародить в нем интерес к девочкам, спорту и многому другому, чем увлекались сверстники Линуса. Но все попытки были тщетны. Спустя несколько лет, Торвальдс признался в своей книге, что кроме математики и программирования, его в то время больше ничего не интересовало, к тому же, в других областях он просто не хотел разбираться.

Как появился Linux

Линус копил деньги и мечтал обзавестись собственным компьютером. В 1987 году, его мечта сбылась и он приобрел Sinclair Ql - 32-битный персональный компьютер, с процессором Motorola 68008, тактовой частотой 7.5 МГЦ и 128 Кб оперативной памяти.

Однако Линус не долго радовался своей покупке. Разочарование постигло его как только он узнал, что перепрограммировать установленную операционную систему нельзя. Для это было необходимо специальное оборудование, которого у него не было. В 19 лет он поступает на учебу в Хельсинкский университет, в котором раньше учились его родители. На момент зачисления, его познания в программировании были достаточно обширны, поэтому он поступил на отделение информатики. Язык программирования С Линус начал изучать в 1990 году на занятиях в университете. Это тот самый язык, который был использован им для написания ядра операционной системы Linux.

В 1991 году он заменяет свой старый компьютер и покупает новый, более мощный по тем временам: процессор Intel 386 с тактовой частотой 33 МГц и оперативной памятью на 4 Мб.

Но и этот компьютер его разочаровал, вернее его операционная система - MS-DOS, которая поставлялась в комплекте и использовала лишь половину возможностей процессора. Поэтому, Торвальдс решает заменить стандартную операционную систему на ту, что стоит на компьютерах в университете - операционная система UNIX. И тут он сталкивается с другой проблемой: самая дешевая UNIX с базовыми возможностями, стоит около пяти тысяч долларов. Таких денег у него нет, поэтому он решается обзавестись клоном UNIX, небольшой операционной системой под названием MINIX. Система была написана для студентов, изучающих UNIX. Ее автором был Эндрю Таненбаумом - специалист в области операционных систем.

Несмотря на то, что MINIX была создана для процессоров на базе Intel x86, и намного мощнее MS-DOS, у нее было много недостатков. Система была платной (однако не сильно дорогой), функционал бедный и ко всему прочему - половина кода была закрыта. Линус Торвальдс не смог с этим смириться и поэтому решил написать свою операционную систему, нечто среднее, между UNIX и MINIX. Вряд ли он тогда думал о том, сколько это займет у него времени и уж точно не ожидал, что его система не только изменит его дальнейшую жизнь, но и всю компьютерную индустрию.

О своем намерении, он решил заявить в конференции MINIX. Это было 25 августа 1991 года. Вот оригинал его сообщения:

Оригинал письма

Subject: Что бы вы хотели увидеть в Minix?

(Небольшой опрос для моей новой операционной системы)

Привет всем пользователям Minix -

Я разрабатываю операционную систему (бесплатную, просто хобби - не такую большую и

профессиональную как GNU) для процессоров 386 (486). Я начал еще в апреле и сейчас уже есть

первые результаты. Я бы хотел узнать мнение о том, что Вам нравится /не нравится в Minix, так как моя

операционная система основывается на нем кое в чем (то же строение файловой системы -но это чисто по

практическим соображениям).

Я уже портировал bash(1.08), gcc (1.40) и все вроде нормально работает. Отсюда следует что в

течении следующих нескольких месяцев я получу первую рабочую версию и поэтому хотел бы

знать что людям нужно больше всего.

Любые предложения приветствуются, но не обещаю, что воплощу их в жизнь:)

Linus Torvalds [email protected]

Цитаты Линуса

Ниже представлен список наиболее известных цитат Линуса Торвальдса:

«Здесь я хочу рассказать о своих золотых правилах. Первое: обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой. Следуя этому правилу, в любой ситуации будешь знать, что делать. Второе: гордись тем, что делаешь. Третье: делай все с удовольствием».

«Каждый прочитавший эту колонку подумает, что растущие тяготы моей роли главного хакера превратили меня в сволочь. Но это неверно. Я всегда был сволочью».

«Девочек я приводил домой, только когда они хотели позаниматься. Это было не так уж часто, и я никогда не был инициатором, но отец питает иллюзии, что заниматься они хотели не только математикой. (По его мнению, они купились все на ту же формулу: значительный нос=значительный мужчина)».

«Программы - как секс: лучше, когда это бесплатно».

«Microsoft - не есть зло, просто у них по-настоящему паршивые операционные системы».

«Мое имя Линус, и я ваш Бог».

«Видите ли, вы не только должны быть хорошим кодером, чтобы создать систему, подобную Линуксу, вы еще должны быть и хитрожопым сукиным сыном».

Философия Линукса: «Смейся в лицо опасности». Ой. Не то. «Сделай сам». Да, правильно.

«Некоторые говорили мне, что жирный пингвин, по их мнению, не в полной мере олицетворяет изящество Линукса. Но по-моему, на них просто никогда не несся разгневанный пингвин со скоростью под 200 км/ч».

«Интеллект - это способность избегать выполнения работы, но так, чтобы она при этом была сделана».

Когда ты говоришь, «Я написал программу, которая роняет Windows», люди просто тупо смотрят на тебя и отвечают: «Да мне такие программы вместе с системой достались, бесплатно».

«Я совсем не сомневаюсь, что виртуализация полезна в некоторых областях. Вот в чем я сильно сомневаюсь, так это что она когда-нибудь будет иметь такое влияние, которого хотят те, кто имеет отношение к виртуализации».

«Итак, большинство из вас, скорее всего, будет невыносимо маяться от скуки в Рождество, и вот вам идеальное развлечение. Протестируйте 2.6.15-rc7. Все магазины будут закрыты, и на самом деле не будет лучшего занятия между поеданием пищи».