Автоматическая цветовая коррекция в фотошопе. Автоматическая коррекция изображений

Цифровой камерой теперь никого не удивишь - она имеется, наверное, в каждой семье. Снимает на камеру и стар и млад; качество фотографий при этом оставляет желать лучшего: многие снимки будто окутаны каким­то туманом; ярко­синее небо выглядит на них серым, закат вовсе не столь восхитителен, как вам казалось при съемке; вполне различимые в процессе фотографирования объекты на полученных изображениях оказываются в глубокой тени и т.д. Показывать такие фото друзьям и знакомым, а также печатать их, конечно, не хочется. Если на снимках отражены действительно важные для вас моменты жизни, то можно попытаться улучшить их с помощью того или иного программного инструментария. Однако не все пользователи обладают нужным опытом для этого, да и времени на коррекцию фотографий требуется немало.

Встает более чем актуальная задача: как можно быстро и при минимальной подготовке (либо вообще в отсутствии оной) улучшить зафиксированные на фотоаппарат мгновения. Разумеется, речь не идет о получении шедевров фотоискусства с точки зрения профессиональных фотографов, а просто об улучшении яркости, контрастности и насыщенности снимков, регулирования на них цветовой гаммы, вытягивания теней и т.п. Если соответствующие корректирующие операции провести грамотно, то вы сможете получить естественные и привлекательные фотографии из казалось бы безвозвратно потерянных низкокачественных изображений.

Вопрос в том, какие программные решения в состоянии обеспечить подобные преобразования в автоматическом режиме и с наименьшими усилиями для пользователя. Тут возможны варианты… Теоретически минимальные возможности для базовой автофотокоррекции предусмотрены теперь даже в обычных просмотрщиках графики, таких как XnView, IrfanView и пр. Однако для изменения неправильной настройки экспозиции, исправления плохой цветопередачи, усиления резкости изображения и т.п. разумнее обратиться к более подходящим продуктам - специализированным программам для улучшения снимков или комплексным решениям для обработки изображений (фоторедакторам и фотоорганайзерам). Некоторые такие программы мы и рассмотрим в этой статье. Но вначале уточним ряд правил, которые стоит соблюдать для проведения успешной автокоррекции.

Правила, о которых не стоит забывать

  1. Автокоррекция снимков, которые уже были подвергнуты какой­либо художественной обработке (например, к фото добавили эффекты и рамки), скорее всего будет неудачной. Любые «украшательства» изображений производят только на завершающем этапе, после всех требуемых операций по коррекции: устранения шума, цветокоррекции, регулировки резкости и т.д.
  2. Не стоит пытаться корректировать фотографии разными программными средствами по очереди, так как в ходе подобных преобразований в некоторых решениях происходит удаление какой­то важной информации о снимке - в итоге результаты автокоррекции в других программных продуктах могут оказаться совершенно непредсказуемыми.
  3. Если вы используете вместе с камерой фильтры, создающие различные эффекты при фотосъемке, то будьте готовы к тому, что в ходе автоматической коррекции эффект может быть отменен. Поэтому не исключено, что для улучшения таких изображений снимки придется корректировать вручную.

Специализированные программы для улучшения снимков

Узкоспециализированного софта для улучшения (или, как принято говорить, для оптимизации) снимков на рынке немного; мы остановимся на наиболее популярных среди пользователей программах: Photomizer, PhotoPerfect Express, Ashampoo Photo Optimizer и SuperEasy Photo Booster. Они ни в коей мере не претендуют на замену полноценных редакторов для обработки изображений, но тем не менее позволяют подправлять цифровые фотографии, причем без малейшего труда (буквально парой кликов мыши). Кроме того, данные решения не требуют от пользователя никаких глобальных знаний по коррекции (объемные руководства изучать также не потребуется), так что разобраться с ними - не проблема.

Для оптимизации снимков в любой из таких программ достаточно указать обрабатываемый снимок (возможно улучшение сразу десятков и сотен фото в пакетном режиме) и запустить процесс преобразований, щелкнув на соответствующей кнопке, а затем сохранить итоговое изображение. И всё - ваши снимки станут более выразительными и более реалистичными практически в мгновение ока (рис. 1).

Рис. 1. Примеры оптимизации изображений в Photomizer

Photomizer 2.0

Разработчик: Engelmann Media GmbH

Размер дистрибутива: Photomizer - 18 Мбайт; Photomizer PRO - 30,4 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7/8

Способ распространения: shareware (3-дневная демо-версия - ftp://ftp.engelmann.com/photomizer.exe ; ftp://ftp.engelmann.com/photomizer-pro.exe)

Цена : Photomizer - 29,99 евро; Photomizer PRO - 49,99 евро

Photomizer - простое решение для быстрого улучшения снимков, в том числе в пакетном режиме. Программа умеет автоматически исправлять ошибки цвета и экспозиции, улучшать недостаточно четкие изображения и улучшать уровень освещенности в областях света и тени. Также она может быть использована для устранения шума и удаления артефактов, возникающих в результате JPEG-сжатия изображений. Как показывает практика, это решение показывает впечатляющие результаты при обработке снимков с неправильными или приглушенными цветами (последнее часто имеет место при подводной съемке), размытых или туманных пейзажах, фотографий, сделанных при неблагоприятных погодных условиях либо при недостаточной освещенности, старых отсканированных фото и др. Для экономии времени в программе предустановлены входные профили, настроенные для оптимизации цифровых снимков, сделанных камерой, слайдов, негативов, фотографий с веб­камер, отсканированных снимков и кадров, снятых мобильным телефоном (возможно создание пользовательских профилей). Программа представлена в двух редакциях: базовой Photomizer и расширенной Photomizer PRO; последняя оснащена более солидным набором встроенных входных профилей и дополнительно включает инструментарий для устранения дисторсии, а также наложения простых эффектов и рамок.

Любые преобразования в Photomizer могут быть выполнены, по сути, в несколько шагов - достаточно загрузить снимок, выбрать входной профиль и отметить флажками интересующие операции (рис. 2), хотя при желании можно вмешаться в процесс преобразования, изменив степень воздействия той или иной операции на изображение. Обработанные фото сохраняются в форматах JPG или BMP. Возможна оптимизация сразу сотен изображений в пакетном режиме.

Рис. 2. Быстрая автокоррекция фото в Photomizer

PhotoPerfect Express 1.0

Разработчик: Arcadia Software

Размер дистрибутива: 40,9 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7

Способ распространения: freeware (http://www.photoperfect.com/download.html)

Цена: бесплатно, однако для использования ряда возможностей (некоторых алгоритмов и пакетной обработки) требуется приобретение лицензионных ключей: алгоритм i?e Standard - 24,99 долл.; алгоритм i?e Professional - 94,99 долл.; алгоритм Perfectly Clear - 49,99 долл., модуль пакетной обработки Batch and More - 15 долл. и т.д.

PhotoPerfect Express - простая и удобная программа для быстрого улучшения снимков. В ней реализовано пять алгоритмов оптимизации изображений: RGBMax, YMax, Xe847, i2e и Perfectly Clear - первые три могут быть использованы бесплатно; два других предлагаются на коммерческой основе (при использовании коммерческих алгоритмов без оплаты на снимки устанавливается водяной знак). Каждый из алгоритмов по-своему обеспечивает улучшение изображения за счет регулирования цвета, яркости, контрастности, резкости и ряда других параметров, при этом результат, как правило, оказывается заметно лучше оригинала (данное утверждение относится и к бесплатно доступным алгоритмам, так что приобретать ключи к коммерческим средствам многим пользователям не нужно). Хотя все, конечно, зависит от исходного снимка, например, для улучшения блеклых и выцветших фото, а также изображений с глубокими тенями лучше воспользоваться алгоритмом Perfectly Clear, при обработке пейзажей или изображений, снятых при дневном свете, прекрасные результаты демонстрирует алгоритм Xe847, с помощью которого удается привести цифровой снимок к тому виду, каким его видел фотограф в момент съемки, и т.д. При использовании алгоритмов i2e и Perfectly Clear при автокоррекции снимка также может быть устранен эффект красных глаз и минимизирован шум. Стоит заметить, что в случае применения трех последних алгоритмов возможно осуществление более тонкой настройки ряда параметров оптимизации вручную с учетом индивидуальных особенностей обрабатываемого фото, что позволяет добиться еще более впечатляющих результатов.

Провести автоматическую коррекцию снимков в PhotoPerfect Express проще простого - достаточно открыть папку с фотографиями, указать снимок (при необходимости его можно повернуть) и выбрать тот алгоритм оптимизации, результат обработки с помощью которого оказался лучшим (рис. 3). Конечно, предварительно нужно просмотреть результаты по каждому из алгоритмов, что можно сделать, просто щелкая по кнопкам с именами алгоритмов и наблюдая за изменением фото, или вызвав на экран окно сравнения результатов (Image Optimization ® All at once), в котором снимок будет представлен в шести вариантах: оригинальном и пяти преобразованных. Итоговые изображения сохраняются в форматах JPG, BMP, TIF или PNG и могут быть отправлены на печать в популярных форматах (9×13, 10×15, 13×18, 20×25 и т.д.).

Рис. 3. Оптимизация фото по алгоритму Xe847 в PhotoPerfect Express

Проведение оптимизации изображений в пакетном режиме в PhotoPerfect Express теоретически возможно, однако на практике воспользоваться соответствующим инструментарием смогут только коммерческие пользователи, так как требуется приобретение модуля пакетной обработки Batch and More, который не только позволяет оптимизировать сотни фотографий одновременно, но и обеспечивает доступ к функциям кадрирования фото и изменения его размеров.

Ashampoo Photo Optimizer 5.5

Разработчик : Ashampoo GmbH & Co. KG

Размер дистрибутива: 51,2 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7/8

Способ распространения: https://www.ashampoo.com/ru/rub/fdl)

Цена: 299,99 руб.

Ashampoo Photo Optimizer - удобная программа для быстрой коррекции неудачных снимков в пакетном режиме или по одному. Она автоматически анализирует изображение и производит требуемые корректировки цвета, яркости и контрастности, а также «вытягивает» тени и повышает резкость изображений. Как правило, в результате подобных преобразований визуально снимки становятся намного привлекательнее, оказываются более яркими, контрастными и выразительными; особенно это заметно на затемненных и выцветших фотографиях, снимках, сделанных при неудачном освещении, и т.п. Однако бывают и исключения, в нашем случае, например, программе иногда не удавалось нужным образом скорректировать баланс цветов. В Ashampoo Photo Optimizer предусмотрен также инструментарий для обработки снимков вручную - можно вращать и отражать изображения, кадрировать их, выравнивать горизонт, устранять эффект красных глаз и проводить цветовую коррекцию. Дополнительно возможно применение к фото простых эффектов (сепия, состаривание, размытие и др.) и внедрение в них водяных знаков.

Автоматическое улучшение снимков в программе требует от пользователя минимум усилий - нужно только открыть папку с изображениями и щелкнуть по кнопке «Оптимизировать» (рис. 4). В случае ручной корректировки цвета значения яркости, контрастности, оттенка, насыщенности и цветовой гаммы регулируются ползунками. Обработанные фото сохраняются в форматах JPEG, BMP, PNG, TGA или TIFF; возможна отправка фотографий по электронной почте, публикация их в веб­альбомах Facebook и Picasa, установка в качестве обоев рабочего стола и печать. Оптимизировать в один клик в Ashampoo Photo Optimizer можно не только одно фото, но и одновременно все изображения в папке.

Рис. 4. Улучшение снимка с помощью Ashampoo Photo Optimizer

SuperEasy Photo Booster 1.1

Разработчик : SuperEasy GmbH & Co. KG

Размер дистрибутива: 8,31 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP(SP 1)/Vista/7/8

Способ распространения: shareware (семидневная демо-версия - https://www.supereasy.net/en/usd/dld/0008/SuperEasy-Photo-Booster/)

Цена: 19,95 долл.

SuperEasy Photo Booster - очень простая утилита для автоматического повышения качества фотографий. Программа распознает те участки фотографии, которые могут выглядеть лучше и оптимизирует их автоматически, регулируя яркость, насыщенность и контрастность изображения, устанавливая правильный баланс белого, корректируя яркость в светлых и темных областях. Результат получается примерно такой же, как в случае обработки изображений в PhotoPerfect Express по алгоритму оптимизации RGBMax.

Для коррекции одного снимка достаточно открыть его и при необходимости изменить уровень оптимизации (рис. 5); в случае пакетной обработки вместо файла указывается папка, кроме того, требуется настроить параметры преобразования и затем запустить процесс. Итоговые изображения сохраняются в форматах JPG и BMP.

Рис. 5. Автокоррекция фото в SuperEasy Photo Booster

Комплексные решения для обработки снимков

Решений для обработки фотографий на рынке представлено немало, в их числе разного рода фоторедакторы и фотоорганайзеры. Функциональность подобных программ равно как и сложность их освоения может быть самой разной. Продвинутым фотолюбителям имеет смысл обратить внимание на достаточно серьезные фоторедакторы Adobe Photoshop Elements и Corel PaintShop Pro, новичкам разумнее выбрать более простые в применении инструменты, например, программу «Домашняя фотостудия» или фотоорганайзер Picasa.

В любом из таких решений представлен традиционный набор возможностей для удобного управления фотоколлекциями и редактирования изображений. В плане редактирования доступны не только базовые операции (изменение размеров фотографий, вращение, кадрирование и т.д.), но и более сложные действия с подключением широкого спектра инструментов для технической (изменение ракурса, устранение оптических искажений и искажений перспективы, исправление неправильной настройки экспозиции, усиление резкости изображения, коррекция плохой цветопередачи и т.п.) и художественной ретуши (применение эффектов, наложение рамок и пр.). Также в названных решениях предусмотрен тот или иной инструментарий для автоматической коррекции фотографий. Оптимизировать изображения с его помощью несложно, хотя в любом случае предварительно придется уделить определенное время на ознакомление с выбранным приложением (особенно это касается Adobe Photoshop Elements и Corel PaintShop Pro). Однако результаты автокоррекции в таких решениях, за исключением, пожалуй, только продукта от Adobe, не столь впечатляющи, как при использовании специализированных программ для улучшения снимков.

Adobe Photoshop Elements 12

Разработчик : Adobe Systems Inc

Размер дистрибутива: 1,08 Гбайт

Работа под управлением: Windows XP(SP3)/Vista(SP2)/7/8; есть версия под Macintosh

Способ распространения: http://www.adobe.com/downloads/)

Цена: 99,99 долл. (Adobe Photoshop Elements 11 в интернет-магазине Allsoft.ru от 2121,52 руб.)

Adobe Photoshop Elements - комплексный инструмент для организации и редактирования цифровых фотографий. Приложение включает два модуля: органайзер и графический редактор, последний представляет собой упрощенную версию именитого профессионального графического редактора Adobe Photoshop, ориентированную на фотолюбителей. Встроенный органайзер позволяет импортировать, управлять, просматривать и искать фотографии и видеоклипы (возможна организация снимков по людям, месту съемки и событиям), а также предоставляет простые способы для демонстрации (создания фотоальбомов, настенных подарочных календарей, открыток и пр.) и онлайнового обмена снимками. Графический редактор включает традиционный для такого рода решений набор инструментов (кисть, карандаш, градиент и т.п.), умеет работать с выделенными областями и масками, поддерживает слои (в том числе корректирующие слои и слои-заливки) и включает обширную библиотеку эффектов.

Графический редактор предназначен для детальной коррекции фотографий и может работать в одном из трех режимов: в быстром Quick, управляемом Guided (с выводом рекомендаций, упрощающих применение операций) и в режиме Expert. Интересующие в ракурсе данной статьи инструменты для быстрой автоматической коррекции доступны в быстром режиме. В первую очередь - это так называемая «умная коррекция» Auto Smart Fix, с помощью которой одним кликом мыши можно скорректировать цветовой баланс и улучшить отображение теней и светлых областей, а значит и общий вид снимка в целом. Результат подобной коррекции обычно достаточно впечатляет (рис. 6). В данном режиме также доступны инструменты для осуществления автокоррекции уровней Auto Levels (регулирует общую контрастность изображения и может повлиять на его цвет), контраста Auto Contrast (регулирует общий контраст изображения, не затрагивая его цвета), цвета Auto Color (обеспечивает регулирование насыщенности и цветовых оттенков - рис. 7) и резкости Auto Sharpen (обеспечивает повышение детализации). Кроме того, в «быстром» режиме имеются инструменты для удаления эффекта красных глаз, отбеливания зубов и удаления пятен, правда данные операции выполняются уже вручную.

Рис. 6. «Умная коррекция» в Adobe Photoshop Elements

Рис. 7. Автоматическое регулирование насыщенности в Adobe Photoshop Elements

Что касается пакетного режима, то в Adobe Photoshop Elements предусмотрена возможность обработки нескольких файлов (File ® Process Multiple Files), в ходе которой изображения могут быть улучшены (за соответствующие операции отвечает панель Quick Fix - рис. 8) и при необходимости дополнены водяными знаками. Также при пакетной обработке возможно автоматическое переименование файлов, уменьшение их размера и конвертирование.

Рис. 8. Пакетная коррекция снимков в Adobe Photoshop Elements

Corel PaintShop Pro X6

Разработчик : Corel Corporation

Размер дистрибутива: 237,5 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7/8

Способ распространения: shareware (30-дневная демо-версия - http://www.corel.com/corel/category.jsp?cat=cat4130131&rootCat=cat3520071)

Цена: 99,99 долл. (в Allsoft.ru версия Corel PaintShop Pro X5 от 3165,94 руб.)

Corel PaintShop Pro - комплексное решение для упорядочивания и обработки снимков, предназначенное для широкого пользователя. Данное решение включает интегрированный органайзер, а также графический редактор. Органайзер обеспечивает организацию и управление фотоколлекцией (поддерживается технология распознавания лиц и привязка снимков к карте вручную либо на базе GPS-данных), а также создание стильных фотопроектов (фотоальбомов, коллажей, открыток, календарей, слайдшоу и пр.) с возможностью публикации их на YouTube, в Facebook или на Flickr. В свою очередь графический редактор поддерживает слои, маски и альфа­каналы и поставляется с большими наборами градиентов, масок, узоров для заливки, текстур, рамок, тюбиков, форм и кистей. Он объединяет широкий набор инструментов для коррекции снимков, а также включает множество вариантов обрамлений, впечатляющий набор встроенных эффектов и фильтров и натуралистичные инструменты Art Media Tools.

В Corel PaintShop Pro реализовано три рабочих пространства: Manage, Adjust и Edit. В первом осуществляется просмотр, упорядочивание и поиск фотографий, рабочие пространства Adjust и Edit обеспечивают возможность редактирования снимков средствами встроенного графического редактора - в обоих в числе прочего предусмотрены и инструменты для проведения автоматической коррекции. Это функции One Step Photo Fix (фотокоррекция в один шаг) и Smart Photo Fix (интеллектуальная фотокоррекция). Функция One Step Photo Fix отвечает за регулирование экспозиции и баланса белого, а с помощью функции Smart Photo Fix автоматически либо с подключением ползунков регулируется уровень яркости, теней, бликов и насыщенности. Результаты такой коррекции могут быть разными - порою фотографии визуально смотрятся заметно лучше оригинальных, хотя, на наш взгляд, часто они оказываются слишком яркими (рис. 9). В других случаях, особенно при обработке снимков, сделанных при ярком солнечном свете и имеющих слишком выраженные области света и тени, полученные изображения вовсе не радуют глаз. Так что тут все зависит от исходного материала. Что касается пакетной обработки, то предусмотренный в этом плане функционал позволяет только переименовывать и конвертировать изображения.

Рис. 9. «Интеллектуальная» автофотокоррекция в Corel PaintShop Pro

«Домашняя фотостудия»

Разработчик: AMS Software

Размер дистрибутива: 57,35 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7/8

Способ распространения: shareware (10-дневная демо-версия - http://amspark.ru/HomeStudio.exe)

Цена: от 690 руб.

«Домашняя фотостудия» - простой редактор для обработки снимков. Программа включает минимальный набор инструментов для работы с фото и ориентирована на начинающих фотолюбителей. С ее помощью можно кадрировать снимки и выравнивать на них горизонт, изменять яркость и контрастность, регулировать цветовой баланс и т.п. Кроме того, на изображения можно накладывать рамки и маски, добавлять тень и трехмерный контур, создавать на базе снимков открытки и календари.

Встроенные в программу инструменты автоматической коррекции (меню Изображение ® Каталог улучшения или использование соответствующих сценариев) позволяют устранять наиболее типичные дефекты - улучшать слишком темные или, наоборот, слишком светлые фото, сделать более яркими снимки с блеклыми и невзрачными цветами и др. В результате автокоррекции изображения нередко выглядят действительно лучше (рис. 10). Пакетная обработка файлов поддерживается, и при ее проведении наряду с переименованием и конвертированием файлов возможно применение к ним сценариев из группы «Улучшение фото».

Рис. 10. Автоматическая коррекция теней в программе «Домашняя фотостудия»

Picasa 3.9

Разработчик: Google

Размер дистрибутива: 14,3 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7

Способ распространения: freeware (http://dl.google.com/picasa/picasa39-setup.exe)

Цена: бесплатно

Picasa - популярный фотооргранайзер, интегрированный с веб­альбомами Picasa. Программа объединяет инструментарий для каталогизации снимков (на базе альбомов и коллекций «Люди») и их публикации (создание фотоколлажей, запись фото на компакт­диск, публикация в Blogger и др.), просмотра и простого редактирования фотографий. Встроенные инструменты редактирования позволяют изменять размеры снимков, вращать их, кадрировать, а также выполнять ряд операций по коррекции изображений (устранению эффекта красных глаз, настройке яркости, контрастности и др.). Возможно наложение фильтров и эффектов.

Простейшая автокоррекция в программе реализована, правда, по минимуму. Это функции «Мне повезет!» (обеспечивает исправление цвета и контрастности), «Автокоррекция контраста» и «Автокоррекция цвета». Результаты автоматической оптимизации снимков могут быть вполне удовлетворительными (рис. 11), однако чаще все­таки не радуют глаз, хотя некоторые положительные изменения в изображениях обычно имеют место. Что касается пакетной обработки, то в Picasa в пакетном режиме возможен только экспорт изображений в папку с их переименованием и изменением размера.

Рис. 11. Удачное использование функции «Мне повезет!» в Picasa

Заключение

Если вы не горите желанием вникать во все подробности технологии коррекции изображений и ограничены во времени, то без программного инструментария для автоматической оптимизации снимков вам не обойтись (ведь все равно хочется, чтобы фото выглядели привлекательнее). Подключив к делу одно из решений с подобной функциональностью вы без проблем сможете заметно повышать качество своих фотографий. Причем за минимальное время даже при большом количестве снимков в случае их пакетной обработки. Возможна и иная ситуация (правда, при условии соответствующей подготовки пользователя) - массовая обработка обычных фото (отпускных, с вечеринки и т.п.) инструментами для автокоррекции вместе с доведением отдельных, выдающихся, по мнению пользователя, фотографий вручную.

Что касается решений для быстрого улучшения сделанных снимков, то, на наш взгляд, предпочтительнее использовать узкоспециализированные программы, которые обеспечивают более высокое качество оптимизации и более удобны для решения данной конкретной задачи, нежели комплексные программные продукты для обработки снимков.

Цветокоррекция — неотъемлемая составная часть процесса обработки оцифрованных изображений. Особенно часто необходимость в ней возникает во время допечатной подготовки фотографий: пленочным негативам свойственно со временем выцветать, сдвигая общую гамму изображения в сторону синего или красного цветов. Цифровые камеры также не гарантируют безупречного качества из-за неконтролируемых ошибок ручной настройки баланса. Разумеется, современные графические редакторы располагают необходимым инструментарием, позволяющим исправить ошибки цвета вручную, но при потоковой обработке документов это не очень эффективно. К счастью, существует целый ряд недорогих решений от сторонних производителей, позволяющих максимально автоматизировать процесс цветокоррекции изображений.

AutoEye 2.0 (AutoFX Software)

Пакет AutoEye 2.0 представляет собой новую версию популярного программного продукта, предназначенного для улучшения качества цифровых изображений за счет восстановления цветовых деталей и повышения четкости. Как и раньше, AutoEye 2.0 выпускается либо как самостоятельная программа для платформ Windows и Macintosh, либо в виде плагина к наиболее распространенным графическим редакторам: Adobe Photoshop CS, Jasc Paint Shop Pro, а также Corel Photo Paint и CorelDRAW 9.0. Хотя все эти программы и обладают встроенными средствами коррекции изображений, AutoEye 2.0 выгодно отличается от них за счет использования уникальных фирменных технологий Intelligent Visual Imaging Technologies (так, в своей работе плагин не опирается на традиционные кривые и гистограмму), позволяющих решать те же задачи более простым путем, а также максимально автоматизировать и, следовательно, ускорить их выполнение.

Благодаря использованию «интеллектуальных» инструментов, разработчикам удалось предельно упростить пользовательский интерфейс программы. Все элементы управления сгруппированы в три набора: Enhancement (коррекция ошибок изображения), Color (настройка цветопередачи) и Creative (художественная обработка), а для контроля над всеми вносимыми в изображение изменениями достаточно единственной панели, что, несомненно, куда более эффективно, чем путешествие по многочисленным диалоговым окнам и разветвленным меню.

Режим Color Controls, в свою очередь, отвечает за настройку цветности изображения. За счет использования продвинутых алгоритмов блендинга и корректировочных таблиц программа не только умеет восстанавливать поблекшие при съемке или сканировании оригинала цвета, но и позволяет своему пользователю изменять их изначальную гамму — опять-таки, буквально двумя-тремя щелчками мыши.

Для сохранения предварительных результатов работы без внесения изменений в исходный файл AutoEye 2.0 позволяет сохранять текущие настройки в отдельно хранящихся профилях. В качестве исходных документов программа принимает файлы в форматах.psd, .tiff, .bmp, .jpg, .gif, и.png. В случае если для обработки выбран формат Adobe Photoshop .psd, сохраняется информация о слоях.

Цена AutoEye 2.0 — 129 долл. Демонстрационную версию можно загрузить с сайта разработчика http://www.autofx.com/demo_center.asp .

AliveColors 1.1 (AliveColors)

AliveColors 1.1 — удобная и простая в работе утилита начального уровня, обладающая обширными возможностями цветокоррекции и ретуширования оцифрованных изображений «одной кнопкой». Эффективность достигается за счет кумулятивного использования целого ряда процедур, скрытых от пользователя несложным визуальным интерфейсом.

В арсенал AliveColors 1.1 входит восемь встроенных функций цветокоррекции, а также набор традиционных инструментов для «механического» редактирования изображения, в том числе средства выделения, кадрирования, разворота и инвертирования активного слоя. Хотя для более тонкой настройки пользователь получает доступ практически ко всем процедурным параметрам, в большинстве случаев программа справляется с восстановлением качества изображения автоматически (функции Automatic correction by Channels и Automatic correction by Brightness).

Наряду с автоматической коррекцией цвета в рамках всего документа, AliveColors 1.1 позволяет осуществлять и более тонкое редактирование — например повышение резкости, создание эффекта размытости или выборочную замену цветов на выделенном участке изображения. Примечательно, что результаты всех производимых операций отображаются в реальном времени в окне предварительного просмотра, а функция сохранения истории позволяет вернуться на несколько шагов назад.

AliveColors 1.1 поддерживает протокол TWAIN, благодаря чему изображения в программу можно загружать непосредственно со сканера или с подключенной к компьютеру цифровой видеокамеры. К единственному недостатку можно было бы отнести чересчур ограниченный набор форматов растровых файлов, известных программе (их всего четыре — .bmp. .tiff, .jpg и.png), однако это ограничение касается только stand-alone-версии утилиты в то время как AliveColors 1.1 выпускается и в виде плагина для Adobe Photoshop, Corel Photo Paint и Jasc Paint Shop Pro. Наряду с полной версией разработчики предлагают ее бесплатный вариант с урезанной функ-циональностью (в ней выключен автоматический режим цветокоррекции).

Цена AliveColors 1.1 — 27 евро. Демонстрационную версию можно найти на сайте разработчика по адресу http://www.alivecolors.com .

Color Mechanic Pro (Digital Light & Color)

Color Mechanic Pro — разработанный компанией Digital Light & Color плагин для Adobe Photoshop и Photoshop Elements, включающий довольно мощный и удобный механизм коррекции и редактирования цвета изображения. В отличие от большинства программ своего класса Color Mechanic Pro оперирует цветовым пространством HSL, а в основе ее работы лежат алгоритмы раздельного редактирования каналов с их последующим соединением. Селективный анализ и аппроксимационные вычисления производятся в полностью автоматическом режиме. Фактически роль пользователя сводится к выбору объекта для коррекции (управление цветом осуществляется с помощью HSL-гексагонов и слайдеров тонкой настройки); при этом плагин поддер-живает области выделения, созданные стандартными инструментами Photoshop.

Помимо «полновесной» версии плагина, пользователю предлагается его облегченный вариант Color Mechanic Standard. Основное различие между ними заключается в том, что в полной версии доступно редактирование как RGB-, так и CMYK-изображений в режиме 16 бит на канал, в то время как в упрощенной версии это доступно только для CMYK. Кроме того, интерфейс полной версии обладает несколькими вспомогательными инструментами, а также неограниченным стеком команд для возврата к предыдущему состоянию.

Цена Color Mechanic Pro — 50 долл. Демонстрационную версию (она не позволяет сохранять результаты коррекции) можно загрузить с сайта разработчика по адресу http://www.colormechanic.com .

Digital ROC Professional (Eastman Kodak Company)

Плагин DIGITAL ROC Professional продается под торговой маркой Kodak — одного из ветеранов цифровой фотографии, однако круг потенциальных пользователей этой программы отнюдь не ограничивается владельцами цифровых камер. Напротив, этот инструмент пригодится любому человеку, которому по долгу службы или в свободное время приходится сталкиваться с необходимостью быстро и эффективно произвести цветокоррекцию проблемного изображения. Плагин предусматривает возможность как автоматического восстановления документа, так и последующей ручной настройки цветового баланса для достижения оптимального результата.

Алгоритмы DIGITAL ROC Professional производят анализ цветовых градиентов загруженного изображения для выявления привнесенного цвета или общего дисбаланса оттенков, вызванного плохим качеством оригинала или ошибкой в калибровке аппаратных средств. По результатам этого анализа программа генерирует компенсирующие кривые оттенков в каждом из цветовых каналов (при этом поддерживается режим 16-разрядной обработки). Более тонкая настройка яркости, контрастности и цветовой гаммы может быть впоследствии проведена вручную — для этого в диалоговой панели плагина предусмотрено окно предварительного просмотра, обновляющееся в режиме реального времени.

DIGITAL ROC Professional работает с файлами, получаемыми из различных источников, в том числе из цифровых камер, планшетных и слайд-сканеров. В последнем случае плагин располагает дополнительными встроенными средствами для повышения качества изображения за счет подавления следов зернистости фотопленки.

Плагин совместим со всеми версиями Adobe Photoshop начиная с 5.0, Jasc Paint Shop Pro 7.0 и старше, а также с другими приложениями, поддерживающими модель плагинов Adobe. Цена DIGITAL ROC Professional составляет 50 долл., а демонстрационную версию программы вы можете найти на сайте разработчика по адресу http://www.asf.com .



iCorrect EditLab (Pictographics International Corporation)

iCorrect EditLab — мощный профессиональный инструмент для автоматической цветокоррекции изображений, выпускаемый в виде плагина для Adobe Photoshop и ряда других наиболее популярных графических редакторов. Механизм программы ориентирован на полную цветокоррекцию в масштабе всего документа, основанную на автоматическом анализе содержащейся в файле цветовой информации, распознавании определенных заранее наборов оттенков (например, цвета неба, листвы, человеческой кожи и т.п.), а также заданных пользователем параметров и текущих установок управления цветом Photoshop (или другого «материнского приложения»).

В iCorrect EditLab предусмотрен полностью автоматический режим работы, однако на каждом из шагов цветокоррекции за пользователем оставлена возможность согласиться с предлагаемым компьютером вариантом или внести в него свою правку. Вся операция редактирования складывается из четырех последовательных этапов. На первом программа производит балансировку по нейтральному оттенку, определяя те зоны изображения, которые должны быть окрашены в серый цвет средней интенсивности, устраняя тем самым эффект так называемого color cast. Второй шаг заключается в нахождении предельных точек для белого и черного цветов. Далее iCorrect EditLab корректирует насыщенность оттенков, а также контрастность и освещенность изображения. Четвертый, заключительный этап наиболее сложен — на нем программа восстанавливает естественный колорит отдельных оттенков.

Стоимость iCorrect EditLab составляет 100 долл. Демонстрационную версию плагина вы найдете на сайте разработчика по адресу

Как я уже говорил, вам не обязательно знать принцип работы этих инструментов, но надо знать другое - в каких случаях для получения лучших результатов следует отдать предпочтение тому или иному инструменту.

Чтобы нам было немного легче разобраться с данным вопросом, давайте слегка повторим теорию. Как известно, всё многообразие цветов, отображаемых на мониторе компьютера, генерируется методом смещения трёх основных цветов - красного, зелёного и синего.

Белый цвет получается из смешивания красного, зеленого и синего в равной пропорции и полной интенсивности. Черный является полным отсутствием всех трёх основных цветов. Желтый, например, производится путем смешивания красного и зеленого. Смешайте красный и синий, и получите пурпурный цвет, в то время как зеленый и синий вместе даст бирюзовый. Применяйте в различных пропорциях смещение красного, зеленого и синего цветов и их оттенков во всех возможных оттенков, и вы получите в конечном итоге с миллионы и даже миллиарды цветов.

Photoshop смешивает это три основных цвета с помощью цветовых каналов. Один канал для красного, другой для зеленого, а третий для синего. Мы можем найти эти цветовые каналы в панели каналов, которая, по умолчанию, вложена в один стек с панелью слоев. Нажмите на его закладку в верхней части группы панелей, чтобы её открыть:

Откройте панель каналов, нажав на соответствующую вкладку.

В панели мы видим красный, зеленый и синий каналы, и плюс к этому - четвёртый канал RGB, расположенный в верхней части панели. Не позволяйте каналу RGB сбить вас с толку, это на самом деле не канал вообще. RGB означает "красный, зеленый и синий" и это просто сочетание, композиция работающих вместе красного, зеленого и синего каналов, чтобы дать нам полное цветное изображение.

Если вы посмотрите на миниатюры предварительного просмотра красного, зеленого и синего каналов, вы заметите нечто, что может показаться несколько неожиданным - эти цветовые каналы на самом деле вообще не в цвете! Вместо этого, каждый из них представляет собой полутоновое изображение. На самом деле, если мы посмотрим на них повнимательнее, мы можем увидеть, что черно-белое изображение каждого канала отличается от другого. Для предварительного просмотра того, как каждый канал выглядит в документе, просто нажмите на него. Например, я нажму на Красный канал для его выбора:


Выбор красного канала.

При выбранном красном канале полноцветный вариант моего изображения в документе временно заменяется версией в оттенках серого. Так что же означает черно-белое изображение при активном красном канале? Таким образом Photoshop показывает интенсивность красного цвета в картинке - чем ярче область, тем больше красного добавляется к полноцветной версии, в то время как более темные участки имеют менее насыщенный красный. В областях с чисто белым цветом в черно-белом изображении имеют красный цвет в его полной интенсивности, в то время как участки черного цвета не имеют красного вообще:


Предварительный просмотр красного канала. Яркие области содержат больше красного, чем темные участки.

Для того, чтобы увидеть, как в документе выглядит зеленый канал, я нажму на него в панели каналов.

Это действие временно отключит отображение красного и синего каналов, показывая мне в документе только зеленый канал. Здесь мы видим еще одно изображение в оттенках серого, но оно несколько отличается от того, что мы видели с красным каналом. Это происходит потому что интенсивность зелёного цвета на разных областях фотографии, естественно, отличается от интенсивности красного. Повторяюсь, тем ярче участок, тем интенсивнее в нём зелёный цвет, в то время как более темные участки имеют менее насыщенный зеленый. Любые области чистого белого имеют зеленый полной интенсивности, в то время как участки чистого черного цвета не имеют зеленого вообще:


Предварительный просмотр зеленого канала. Более светлые области = более интенсивный зеленый, более темные участки = менее зеленый.

Если теперь мы посмотрим черно-белое изображение синего канала то оно будет так же отличаться от других и работать точно так же. Моя фотография содержит много синего (или любой другой цвет, который использует синий в качестве основного ингредиента), поэтому синий канал выглядит в целом темнее, чем красный и зеленый каналы:


Предварительный просмотр синего канала. Чем светлее область, тем больше синего цвета участвует в смешивании цвета в полноцветном варианте.

Итак, мы узнали, что Photoshop смешивает красный, зеленый и синий цветовые каналы для воспроизведения всех цветов, которые мы видим на изображении. Теперь, исходя из этого, попробуем разобраться, какой из трёх рассматриваемых инструментов когда нам лучше применять. Каждая из трех автоматических команд манипулирует цветовыми каналами по-разному, производя различные результаты. Далее я кратко опишу работу каждого из них, прежде, чем мы посмотрим на них в действии.

Инструмент Auto Contrast является самым основным и понятным из трех рассматриваемых в этом уроке. Когда мы его выбираем, Photoshop анализирует композит всех трех цветовых каналов (другими словами, он рассматривает все три так, как если бы они были одним черно-белым изображением) и просто преобразует темные пиксели в чисто черные, осветляет светлые пиксели до чистого белого и перераспределяет все другие тональные значения между ними. Результатом является изображение с улучшенной общей контрастностью. Важно отметить, что, поскольку он рассматривает все три цветовых канала как одно составное изображение, Auto Contrast не меняет цвета в изображении. Он просто повышает общий контраст, что делает его хорошим выбором для изображений, которые не страдают от каких-либо цветовых проблем.

Auto Tone аналогичен Auto Contrast в том, что он также затемняет темные пиксели до чисто черного, осветляет светлые пиксели в чистый белый и перераспределяет все другие тональные значения между ними, но у него имеется одно серьёзное отличие. Он делает это не на основе трёх каналов, смешанных в один, а на основе каждого канала по отдельности , что означает, что красный, зеленый и синий каналы будут скорректированы также по отдельности. Мы знаем, что Photoshop использует значения яркости в каждом отдельном цветовом канале для того, чтобы определить, сколько каждого цвета смешать в полноцветной версии, так что путем изменения цветовых каналов независимо друг от друга, мы изменим цвета на полноцветном фото, т.к. значения яркости в каналах изменено. Это означает, что, в отличие от Auto Contrast, который не делает ничего больше, кроме увеличения общего контраста, Auto Tone одновременно с повышением контраста изменяет цвета в изображении. Если изображение имеет нежелательный цветовой оттенок, Auto Tone может быть в состоянии это исправить.

Auto Color похож на Auto Tone. Он также затемняет темные пиксели в черный и осветляет светлые пиксели в белый на основе каждого канала по отдельности, так что красный, зеленый и синий каналы будут скорректированы отдельно и независимо друг от друга. Но Auto Color идет на шаг дальше. Вместо того, чтобы просто перераспределить все тональные значения между ними, он пытается исправить любой нежелательный цветовой оттенок путем нейтрализации полутонов в изображении. Это, как правило (но не всегда) делает Auto Color лучшим выбором для автоматического одновременного исправления контраста и решения цветовых проблем.

В следующем материале я расскажу, как правильно и эффективно применять инструменты автоматической настройки изображений.

Auto Adjust Photo - лёгкий и простой инструмент для автоматической цветовой корректировки фотографий . Может быть полезной для тех пользователей, которым затруднительно использовать сложные графические программы для цветокоррекции изображений , или которым просто некогда тратить много времени на ручную работу с изображениями.

Некорректные цвета на фотографиях - одна из самых распространённых проблем для цифровых "мыльниц" и встроенных в мобильники фотокамер.

Соответственно, цветовая коррекция фотографий - часто одна из самых необходимых операций с фотографиями , сделанными на вечеринке, в походе и т.д. Существуют мощные графические программы, где имеется много инструментов для подобной коррекции. Однако для многих пользователей такие программы могут или быть сложны в освоении, или нет времени с ними разбираться ради нескольких семейных фото.

Это небольшая программа с интерфейсом командной строки предназначена для автоматической тоновой корректировки фотографий. Программа выполняет эту операцию путём анализа исходного изображения и установки наиболее оптимальных параметров контраста, гаммы, цветового баланса и насыщенности.

Aaphoto является кроссплатформенным приложением. Доступны версии для Windows , Mac OS X. Она и имеется в репозиториях многих популярных дистрибутивов Linux. Размер программы несколько сот килобайт. Текущая версия 0.41. Программа относится к разряду , а проще говоря, бесплатна.

Программа может использоваться в режиме командной строки или же интегрироваться в контекстное меню системы. Например, после установки в систему Windows в контекстном меню файлов изображений, вызываемого правой кнопкой мыши, появится опция "Auto Adjust Photo".

После выбора этой опции на файле или группе файлов изображений программа автоматически проанализирует исходное изображение, а затем установит наиболее оптимальные значения контраста, гаммы и цветового баланса для него. Новая версия изображения будет сохранена в виде отдельного файла, к имени которого будет добавлена строчка "new".

Aaphoto обрабатывает следующие форматы изображений : MIF, PNM, PGM, PPM, BMP, РАН, JP2, JPC, JPG, PNG.

В зависимости от изображения, в некоторых случаях улучшения, создаваемые программой Aaphoto, будут едва различимы глазом. В других же случаях улучшение изображения будет весьма заметным.

В заключении можно добавить, что с помощью Aaphoto можно не только корректировать фотографии . В режиме командной строки программа умеет конвертировать файлы из одного формата в другой, а также менять размер и производить разные виды ротации изображений. Для знакомства со всеми возможностями Aaphoto необходимо запустить программу в терминале с параметром "-h".

Михаил АСТАПЧИК

Я отношусь к категории пользователей Photoshop, игнорирующих все средства программы, в названиях которых содержится Magic (Волшебный) или Auto (Авто), однако, начиная с Photoshop 7, средство Auto (Авто), доступное в диалоговых окнах Levels (Уровни) и Curves (Кривые), изменило мое отношение к средствам автоматизации. Если в диалоговом окне Levels (Уровни) или Curves (Кривые) щелкнуть на кнопке Options (Параметры), на экране отобразится диалоговое окно (Параметры автоматической цветокоррекции). Именно здесь можно задать параметры, которые будут использованы при применении команды Auto Color (Автоматическая цветовая коррекция).

В диалоговом окне Auto Color Correction Options (Параметры автоматической цветокоррекции) доступно шесть параметров, позволяющих определить воздействие на цвет в изображениях.

Enhance Monochromatic Contrast (Улучшить монохроматический контраст). Этот параметр позволяет быстро откорректировать изображение, затемнив тени и осветлив яркие оттенки. Photoshop анализирует все цветовые каналы одновременно, применяя к ним идентичные значения параметров, в результате чего тени становятся темнее, а света - светлее. Это полностью аналогично применению команды Lmage >Adjustments Auto Contrast

(Изображение => Коррекция => Автоконтраст) или перемещению ползунков Shadows (Тени)

и Highlights (Света) в диалоговом окне Levels (Уровни) к начальным точкам гистограммы композитного канала RGB или CYMK.

Enhance Per Channel Contrast (Улучшить контраст по каналам). Данный параметр позволяет быстро увеличить контраст и убрать общий оттенок изображения. Photoshop изменяет параметры каналов независимо. Это полностью аналогично применению команды ImagedAdjustments Auto Levels (Изображение Коррекция Автоматическая тоновая коррекция) или перемещению ползунков Shadows (Тени) и Highlights (Света)

в диалоговом окне Levels (Уровни) к начальным точкам гистограммы для отдельных цветовых каналов.

Find Dark & Light Colors (Найти темные

и светлые цвета). Photoshop использует самые светлые и темные пиксели в изображении

в качестве значений Shadows (Тени) и Highlights

(Света). Это полностью аналогично

применению команды ImagedAdjustments Auto Color (Изображение О Коррекция1 Автоматическая цветовая коррекция) и порой может приводить к появлению общего оттенка изображения.

Snap Neutral Midtones (Привязывать к нейтральным средним тонам). Если установлен этот флажок, Photoshop находит практически нейтральные оттенки и придает им серый цвет. Этот же принцип используется и при применении команды Imaged Adjustments Auto Color (Изображение Коррекция Автоматическая цветовая коррекция).

Target Colors & Clipping (Целевые цвета

и потеря цветов). Заданные здесь значения указывают Photoshop, какой процент оттенков можно игнорировать. Например, если задать значение 0,02% для параметров Shadows

(Тени) и Highlights (Света), то перед началом вычислений будет отброшено 0,02% светов

и теней. Если при выполнении вычислений следует использовать не нейтральные оттенки, щелчок на образце цвета приведет

к отображению диалогового окна Color Picker (Палитра цветов), в котором можно задать любой целевой цвет для светов, средних оттенков и теней.

Save as defaults (Сохранить в качестве значений по умолчанию). Если установить данный флажок, Photoshop будет применять заданные значения при любом щелчке на кнопке Auto (Авто) в диалоговом окне Levels (Уровни) или Curves (Кривые). Если установлен этот флажок, то заданные значения параметров Clipping (Усечение)

будут использоваться при применении команд Auto Levels (Автоматическая тоновая коррекция), Auto Contrast (Автоконтраст)

и Auto Color (Автоматическая цветовая коррекция). В результате применение корректирующих слоев Levels (Уровни)

и Curves (Кривые) часто позволяет достаточно быстро получить неплохие результаты, как показано ниже.

1. Откройте изображение замка (рис. 6.92) и добавьте корректирующий слой Curves (Кривые).

2. Щелкните на кнопке Options (Параметры)

и переберите три доступных варианта, чтобы выбрать наиболее подходящий.

Рис. 6.92.

Исходное изображение выглядит очень невыразительно

3. В данном случае я выбрала переключатель Enhance per Channel Contrast (Улучшить контраст по каналам) и установила флажок Snap Neutral Midtones (Привязывать

к нейтральным средним тонам), как показано па рис. 6.93, так как это позволило быстро улучшить внешний вид изображения.

Рис. 6.93.

Часто имеет смысл начать со сравнения различных вариантов автоматической коррекции

4. Щелкните на кнопке OK, после чего,

при необходимости, откорректируйте форму кривой для придания изображению более выразительного вида. В данном случае

я применила S-образную кривую, что позволило увеличить контрастность

и придать изображению больше выразительности (рис. 6.94).

Умение выполнять тональную и цветовую коррекцию - очень важный навык, поэтому данной теме посвящено немало книг, в том числе Реальный мир Adobe Photoshop CS2 Брюса Фрейзера и Дэвида Блатнера и Photoshop Color Correction Майкла Кирана.

Рис. 6.94.

После применения автоматической коррекции можно внести некоторые изменения вручную